Роспись по черному фону

Опубликовано: Июль 27, 2010

РОСПИСЬ ПО МЕТАЛЛУ

   Не только дерево покрывается росписью, но и другие материалы, в том числе и железо. Таковы, например, расписные металлические подносы, изготовляемые в подмосковной деревне Жостове.

Возникновение производства подносов, видимо, относится к кон­цу XVIII века, когда они появились в различных городах России. В Жостове же к изготовлению подносов приступили около середины XIX века. Вскоре этот вид изделий занял одно из первых мест в тог­дашнем русском народном искусстве.

Следует отметить, что даже в самых ранних, дошедших до нас подносах мы не найдем и тени архаизации, попыток вернуться к фор­мам и приемам росписи Древней Руси. Здесь нет стилизации, здесь все современно, начиная от формы самих подносов и кончая росписью, ее композиционными приемами и манерой воспроизведения цветов.

Мы знаем, что расписные подносы часто использовались как свое­го рода декоративные панно (например, в трактирах-чайных). Однако в первую очередь они применялись по своему прямому назначению, на них ставились чашки и стаканы, на них разносили горячую пищу, а в чайных — чайники с кипятком и заваркой. Поэтому-то прежде всего следовало предохранить роспись от повреждений как механи­ческого, так и термического характера. В связи с этим постепенно выработались определенные приемы росписи подносов.

Тонкие железные листы после штамповки и проковки (форма подносов бывает разная) подготавливаются под роспись. Сперва под­носы зачищают, грунтуют, покрывают лаком и уже после всех этих операций, перемежающихся неоднократными просушками, на них на­носят роспись. Роспись делают масляными красками мягкой кистью без предварительного рисунка — настолько хорошо усвоены масте­рами композиционные приемы самой росписи.

Чаще всего расписывают по черному фону как нейтральному, который особенно хорош для многокрасочных цветов. Иногда и приме­няют цветные фоны — красный, синий, зеленый. В процессе росписи подносы сушатся в специальных сушильных печах, что дает воз­можность не только ускорить процесс росписи, но и создать тут же яркие блики на цветах и листьях. Обычно на подносах пишут букеты, гирлянды, венки и отдельные, как бы разбросанные цветы-розы, геор­гины, пионы, тюльпаны. Находящиеся у краев легкие стебельки, усики и мелкие цветы — колокольчики, незабудки и другие заканчи­вают живописную работу над подносом. Прочный лак, покрывающий подносы, придает им яркий блеск и предохраняет их от повреждения. Легкий золотисто-бронзовый орнамент («уборка») размещается обыч­но по краям подносов или, словно искорками, вспыхивает среди цве­тов в виде сказочных перистых трав или маленьких цветочков.

Чаще всего в жостовских подносах мы встретим пышные букеты, занимающие большую часть поверхности. Они обычно состоят из трех крупных и ярких цветов, помещенных почти в центре. Их окружают более мелкие и более декоративные по своему контуру цветы. Тем­ная зелень листьев проглядывает между цветами. Но чем ближе к краю букета, тем темнее их зелень: постепенно они сливаются с черным фоном подноса. Подобный живописный прием говорит о стремлении связать роспись с фоном. Как бы объемно ни были написаны цветы, именно благодаря этому приему они не открываются от фона, не об­разуют обособленное декоративное многокрасочное пятно.

Таким образом, и здесь, в сравнительно молодом виде декора­тивно-прикладного искусства, наблюдаются основные «законы» твор­чества в этой области — убранство, украшение утилитарного произве­дения должно быть согласовано и связано с его формой. Без этого «правила» нет возможности создать художественно полноценное про­изведение.

Жостовские подносы, выполненные с применением цветных фонов, уступают росписи по черному фону. Это объясняется тем, что коло­рит букетов и цветочных гирлянд, написанных по цветному фону, оставлен мастерами почти без изменений. Естественно, декоратив­ность росписи снижается. Однако, когда в Жостове стали изготов­лять детскую игрушечную посуду из отходов железа, то здесь были достигнуты несомненные успехи. Отсутствие выписанности, переход к более светлой тональности и быстрая декоративная роспись жидкими красками по блестящему металлизированному цветному фону делают детские бадейки необычайно яркими, декоративными, привлекатель­ными. Так открывается возможность создавать декоративную роспись по цветному фону. Следует также отметить, что на очереди стоит за­дача освоения новых приемов самой росписи, грешащей своей при­верженностью к старым образцам и формам.


От: Бирюкова Ирина

Похожие темы

Витражная роспись. Делаем интерьер особенным

Роспись по дереву

Роспись пещеры Альтамира, 13 000 – 11 000 до н.э., Испания

Роспись стен, предметов интерьера, цена в Москве и МО


----------------------------

Скрыть комментарии (0)


Источник: http://www.wm-painting.ru/TermsPR/p2_articleid/710



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

ВЬЕТЫ Большая российская энциклопедия - электронная версия Вязание крючком мам



Роспись по черному фону

Натуральные Материалы В Декоративно-Прикладном Искусстве

Роспись по черному фону

Купить Ваза в технике точечной росписи - ваза для цветов

Роспись по черному фону

Русские ремесла и старинные народные промыслы России

Роспись по черному фону

Презентация на тему: ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ РОСПИСЬ

Роспись по черному фону

В Лондон со своими игрушками и посудой «Англия»

Роспись по черному фону

Русские народные промыслы Википедия

Роспись по черному фону

Вазопись Древней Греции Википедия

Роспись по черному фону

Кухонный фартук что это такое?

Роспись по черному фону

Жостовская роспись Википедия

Роспись по черному фону

4.10. Отделение объекта от фона

Роспись по черному фону

Истоки Петриковской росписи

Роспись по черному фону

Сайт График. Уроки рисунка

Роспись по черному фону

Жостовская роспись