Закрыть ... [X]

Мастер-класс как форма профессионального обучения

/doc/teach/master-klass_kak_form_obuch_pedagog.doc

Структурное подразделение экспериментальной и инновационной деятельности ОМЦ СОУО

Мастер-класс как форма профессионального обучения педагогов

Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма современного учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта. Среди методических форм этого процесса все большую популярность приобретают так называемые мастер-классы.

Высокая эффективность этой формы обучения педагогов неоднократно подтверждена научными исследованиями, а также разнообразными социологическими мониторингами.

М. М. Поташник указывает, что мастер-класс - это ярко выраженная форма ученичества именно у учителя-мастера, процесс передачи мастером ученикам опыта, мастерства чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы, то есть интерактивной коммуникации.

Мастер-классы – это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками, авторскими наработками.

Мастер-класс – это семинар, во время которого ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод.

В чем же несомненные преимущества мастер-класса как формы профессионального общения?

Основное преимущество мастер-класса – уникальное сочетание индивидуальной форма работы, приобретения и закрепления практических знаний и навыков, гибкость во времени.

Во-первых, идея проведения мастер-класса изначально направлена на результативность работы его «учеников», а значит, практико- и компетентностно-ориентирована.

Успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.

В ходе мастер-класса участники:

- изучают разработки по теме мастер-класса;

- участвуют в обсуждении полученных результатов;

- задают вопросы, получают консультации;

- предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

- высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.

Во-вторых, мастер-класс - одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов, что выгодно отличает ее от многих репродуктивных форм общения учителей. Мастер-класс – это двусторонний процесс. Непрерывный контакт, практический индивидуальный подход к каждому слушателю – главное отличие мастер-класса от всех остальных форм и методов обучения.

В-третьих, мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает использование эмпирических методов: наблюдение, изучение документов и результатов деятельности учителя-мастера, разработку дидактических материалов для работы в собственной педагогической деятельности.

Основными задачами мастер-класса являются следующие задачи:

  • мастер-класс как форма профессионального обучения

    обобщение опыта учителя по определенной проблеме;

  • передача учителем-мастером своего опыта;

  • совместная отработка методических приемов;

  • оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы самообразования.

Тематика мастер-классов включает в себя:

- обзор актуальных проблем и технологий;

- различные аспекты и приемы использования технологий;

- авторские методы применения технологий на практике;

- тонкости, нюансы и недокументированные возможности при использовании технологий в конкретных задачах.

Методика проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и на восприимчивости слушателей. Принцип мастер-класса – «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Формат мастер-класса предполагает информационное представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приемам и формам.

Каков основной пошаговый алгоритм технологии мастер-класса?

1-й шаг. Презентация педагогического опыта:

  1. краткая характеристика учащихся, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся;

  2. краткое обоснование основных идей технологии;

  3. описание достижений в опыте;

  4. доказательства результативности деятельности учащихся, свидетельствующие об эффективности предлагаемых методов обучения, методических приемов и техник;

  5. определение проблем и перспектив в работе учителя.

2-й шаг. Представление системы уроков:

  1. описание системы уроков в режиме предлагаемого опыта;

  2. определение основных приемов работы, которые учитель-мастер будет демонстрировать слушателям.

3-й шаг. Имитационная игра.

Проведение урока с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы.

4-й шаг. Моделирование:

  1. самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии автора, при этом учитель-мастер выполняет роль консультанта, организуя их самостоятельную деятельность и управляя ею;

  2. обсуждение авторских моделей урока.

5-й шаг. Рефлексия.

Дискуссия по результатам совместной деятельности учителя-мастера и слушателей.

Для успешного проведения мастер-класса учителю нужна технология не ситуационно-эмпирического, а системного реагирования на возникающие проблемы. Для полноценного использования технологии необходима предваряющая системно-целевая осмысленность опыта, отрефлексированность на целостной научно-методической основе.

Результатом аналитической проработки опыта должно стать научно-методическое описание опыта, его схематизированная оценка (См.Приложение). В сущности нужно развернутое представление о центральном звене педагогического опыта, его "ядерной" части, "стержне", действительном источнике достигаемых конкретным педагогом успехов.

В подготовке и проведении мастер-класса весьма важно сочетание "здоровой" описательности имеющегося опыта и аналитичности, понимаемой в данном случае как способности участников (а прежде всего самого педагога-мастера) заглянуть "внутрь" своего опыта, понять внутренние психолого-педагогические и методические "пружинки", принципы и механизмы осуществляемой системы педагогических действий. Какие-либо крайности здесь недопустимы, нужна гармония теоретико-аналитического и описательно-методического начал.

Перед готовящимися к мастер-классу встает реальная практическая задача - найти адекватные формы и способы представления своего опыта: письменные теоретико-методические разработки, с которыми участники мастер-класса могут познакомиться заранее, разнообразные методические иллюстрации в виде схем, таблиц, моделей, наконец, в виде эскизных видеозарисовок принципиально важных фрагментов опыта.

Наличие у педагога письменно оформленных теоретико-аналитических разработок, иллюстративно-методических материалов позволяет участникам мастер-класов за предельно короткое время погрузиться в существо представляемого педагогического опыта.

С другой стороны, нельзя списывать со счетов и то важное обстоятельство, что участники конкретного мастер-класса сами должны быть профессионально готовы к обстоятельному теоретико-методическому анализу представляемого опыта.

Представление опыта на мастер-классе окажется односторонним и неполным, если не взглянуть на результаты педагогического опыта в широко ориентированном контексте, не попытаться дать развернутую панораму разнообразных мнений и оценок о нем. Такое разнообразие обеспечит именно то проблемно-дискуссионное поле, которое создаст весьма желательную атмосферу открытости мнений, многопрофильности оценок, многоракурсности в рассмотрении и интерпретации представляемого инновационного опыта.

ПОЛОЖЕНИЕ о мастер-классе

Общие положения

Мастер-класс является эффективной формой профессионального обучения педагогов в целях повышения педагогического мастерства.

  1. Мастер-класс организует свою деятельность в соответствии с данным Положением.

Задачи мастер-класса

  1. Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.

  2. Демонстрация опыта работы.

  3. Разработка авторской модели уроков (занятий) в режиме демонстрируемой педагогической технологии.

Организация мастер-класса

  1. Мастер-класс уровня образовательных учреждений экспертируется и регистрируется методическим советом ОУ.

  2. По содержанию мастер-класса издается методическое пособие для слушателей.

  3. Мастер-класс проводится с учащимися (воспитанниками) или со слушателями.

  4. Количество слушателей в мастер-классах регламентировано: с показом урока - не более 25 человек; имитационная игра со слушателями - по усмотрению педагога-мастера.

  5. База проведения мастер-класса выбирается по усмотрению педагога-мастера.

Управление мастер-классом

  1. Руководителем мастер-класса школьного уровня, либо уровня дошкольного образовательного учреждения является руководитель ОУ или его заместители.

  2. Функции руководителя мастер-класса:

определяет расстановку кадров;

разрабатывает перспективный и календарный планы проведения мастер-классов;

разрабатывает нормативно-правовое обеспечение мастер-класса;

формирует группу слушателей мастер-класса;

оказывает помощь в подготовке и проведении мастер-класса;

анализирует и корректирует ход работы мастер-класса.

Требования к педагогу, проводящему мастер-класс

1. Общие положения:

  1. Педагог-мастер - это педагог, имеющий педагогическое образование, I или высшую квалификационную категорию, обладающий исследовательскими навыками и умениями, владеющий методами психолого-педагогических исследований и проектирования.

  2. Подчиняется руководителю мастер-класса.

2. Обязанности педагога мастер-класса:

  1. Уметь анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике.

  2. Уметь прогнозировать итоги своей деятельности, сравнивать их с результатами.

  3. Разрабатывать методические подходы, рекомендации по проведению мастер-класса.

  4. Информировать руководителей о возникших трудностях при подготовке и проведении мастер-класса.

3. Педагог-мастер имеет право:

  1. Разрабатывать методы, приемы, средства обучения и воспитания, рекомендации при внедрении технологий и инновационных программ.

  2. Вносить предложения по проведению мастер-класса.

  3. Принимать участие в мастер-классах других педагогов, методических объединениях, конференциях.

4. Педагог-мастер несет ответственность.

  1. За достоверность и объективность фактов, представленных в материалах мастер-класса.

  2. За неисполнение обязанностей при проведении мастер-класса согласно Положению.

Проведение мастер-класса

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера.

  1. Обоснование основных идей эффективной педагогической технологии.

  2. Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки).

  3. Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера.

  4. Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии.

2. Представление урока (занятия).

  1. Рассказ педагога о проекте открытого урока (занятия).

  2. Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться.

  3. Краткая характеристика обученности, обучаемости учащихся, воспитанников (реальные учебные и воспитательные возможности, состояние здоровья), обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся.

  4. Доказательство результативности деятельности учащихся, воспитанников, положительной динамики в состоянии учебной деятельности, свидетельствующих об эффективности использования педагогической технологии.

  5. Вопросы педагогу по изложенному проекту.

  1. Открытый урок (занятие) или имитационная игра со слушателями, где демонстрируются приемы эффективной работы с учащимися (воспитанниками).

  1. Рефлексия.

1. Анализ урока (занятия), сделанный педагогом-мастером. Анализ урока (занятия), сделанный соавтором мастер-класса или руководителем.

  1. Вопросы слушателей к педагогу по проведенному уроку (занятию).

  2. Общая дискуссия.

  3. Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

  1. Моделирование.

  1. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии.

  2. Защита авторских моделей урока (занятия) слушателями.

Использованная литература

  1. Боровиков Л. Что такое Мастер-класс. – http://image.websib.ru

  2. Загороднева О.Л., Стрельникова Н.А. Использование мастер-класса по здоровьесберегающим образовательным технологиям как формы профессионального обучения педагогов на муниципальном уровне.- /2004_2005/

  3. Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы, технологические приемы / авт.-сост. Т.В. Хуртова. – Волгоград, Учитель, 2008.

  4. Что такое мастер-класс? – http://www.phpconf.ru/articles/137/75/mc.html

Приложение

Технология самообобщения и описания педагогического опыта

(по материалам, разработанным АПКиППРО)

Подготовка опыта для распространения, тиражирования – довольно сложный и трудный для учителя процесс, и здесь, безусловно, требуется помощь методической службы школы.

Опыт можно описывать как в целом (системой), так и по частям, отдельными компонентами.

Описание должно соответствовать следующим требованиям:

  1. Логическая законченность информации (информация носит целостный характер и описывает конкретную часть опыта, отнесенную к одному из компонентов УВП или системы).

  2. Информативность (информация должна быть достаточной для ее использования на практике без дополнительного обращения к другим источникам).

  3. Популярность (язык записи должен быть доступен педагогу любой квалификации).

Приступая к осмыслению и обобщению собственного опыта, педагог должен ответить на следующие вопросы:

  1. Какие задачи (цели) обучения и воспитания решаются в педагогической деятельности?

  2. Какие противоречия (несоответствия между поставленными целями и получаемым результатом) разрешаются в данном опыте?

  3. Какие факторы успешности содержатся в системе работы при осуществлении опыта? (То есть что положительного создано. Например, разработана эффективная методика сообщения нового материала.).

При этом описывать факторы рекомендуется в следующем порядке:

- название фактора успешности;

- состав, последовательность операций (структура);

- зачем они применяются (цель) и в какой последовательности;

- что дает применение этого фактора (результат);

- за счет чего (каких элементов, условий) получается высокий результат).

  1. Как обеспечивается формирование познавательных действий всех учащихся с заданным конечным результатом? Описание приемов личного воздействия на ученика.

  2. Какова ведущая проблема опыта? Каковы ее составные части? Таким образом определится концепция педагогической деятельности. Затем концепция описывается по частям, используя факторы успешности или компоненты УВП (см.п.3).

  3. «Теоретическая интерпретация опыта» составляется по следующему плану:

- сущность опыта;

- результативность;

- трудоемкость осуществления (для учителя и для ученика);

- возможность и условия освоения опыта.

Описание компонентов учебного процесса

Цель (задача) педагогического процесса

Цель педагогической деятельности – мысленное представление конечного результата этой деятельности.

Разновидности целей (задач):

- цели обучения:

- цели воспитания;

- цели управления воспитательным процессом;

- цели работы с родителями и др.

Алгоритм описания

  1. Укажите конечный результат педагогической деятельности в параметрах, поддающихся проверке.

  2. Укажите условия достижения данного конечного результата.

  3. Укажите, если это возможно, последствия реализации данной цели.

Принципы, разработанные автором опыта

Принципы – основные положения, руководствуясь которыми можно обеспечить эффективность УВП.

Алгоритм описания

  1. Сформулируйте и запишите название принципа.

  2. Укажите закономерность, отраженную данным принципом.

  3. Укажите требования, лежащие в основе данного принципа.

  4. Укажите правила реализации данного принципа.

  5. Укажите условия реализации данного принципа.

  6. Укажите результат применения данного принципа.

  7. Приведите 2-3 примера из своей практики.

Методы педагогической деятельности

Метод – способ решения какой-либо педагогической задачи.

Разновидности методов:

- методы обучения;

- методы воспитания, самовоспитания;

- методы педагогических исследований;

- методы управления школой и др.

Алгоритм описания

  1. Определите, к какому типу методов относится разработанный Вами метод.

  2. Укажите сущность и порядок применения данного метода.

  3. Укажите границы и условия применения данного метода.

  4. Укажите варианты применения данного метода в Вашей практике.

Приемы работы автора опыта

Прием – относительно законченная часть метода педагогической деятельности.

Разновидности приемов:

- приемы обучения (разъяснение, показ действия);

- приемы воспитания (одобрение, похвала и т.д.);

- приемы педагогических исследований);

приемы управления школой и т.д.

Алгоритм описания

  1. Определите, частью какого метода является данный прием.

  2. Опишите сущность и порядок применения данного приема.

  3. Укажите границы и условия применения данного приема.

  4. Укажите возможные последствия, в том числе и отрицательные результаты, применения данного приема.

Средства, разработанные автором опыта

Средство – ситуация, приспособление, предмет, устройство, источник информации и социального опыта, применяемые в педагогическом процессе.

Разновидности средств:

- средства обучения (учебник, компьютер, учебное пособие);

- средства воспитания (коллектив, педагогическая ситуация и т.д.);

- средства управления школой и т.д.

Алгоритм описания

  1. Сформулируйте название данного средства и укажите границы и условия его применения.

  2. Укажите, если это возможно, технические характеристики данного средства.

  3. Укажите порядок применения и возможные последствия применения данного средства.

Формы педагогической деятельности

Разновидности:

- формы организации обучения (урок, учебная экскурсия и т.д.);

- формы воспитания (индивидуальные, групповые и т.д.);

формы управления школой (школьный совет, совещание при директоре и т.д.).

Алгоритм описания

  1. Укажите композиционное построение данной формы.

  2. Укажите организационные или иные требования по применению данной формы.

  3. Укажите возможные изменения функций участников педагогического процесса, вызванные применением данной формы.

  4. Укажите результат применения данной формы.

Система работы педагога, школы

Это совокупность взаимосвязанных компонентов, действий, направленных на достижение определенного результата.

Разновидности систем:

- система учебной работы;

- система воспитательной работы;

- система работы с родителями;

- система методической работы.

Алгоритм описания

  1. Выделите компоненты, действия системы работы педагога или школы.

  2. Укажите, если это возможно, иерархическую или иную зависимость между компонентами описываемой системы.

  3. Укажите условия эффективности функционирования системы.

  4. Укажите возможности данной системы в реализации одной или нескольких целей обучения / воспитания.

Показатели и критерии эффективности

педагогической деятельности и качества ее результатов

это наблюдаемые и поддающиеся фиксированию результаты педагогической деятельности.

Разновидности:

- показатели обученности;

- показатели воспитанности;

- показатели развития уровня личности и т.д.

- критерии педагогического опыта.

Алгоритм записи

  1. Укажите способы обнаружения и фиксации показателей.

  2. Укажите возможные причины искажения, трудности обнаружения.

  3. Укажите сферу применения разработанной системы показателей.

Пример описания опыта можно найти в сборнике (описание прошло рецензирование в АПКиППРО): Педагогический эксперимент в системе общего образования Северного округа: структура, содержание, методическое обеспечение / отв.редактор Ботнева А.Г, к.псих.н. – М., 2004, стр.51-70.


Источник: http://gigabaza.ru/doc/42816.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Мастер - класс как эфективная форма профессионального Видео как соединить квадраты связанные крючком видео



Мастер-класс как форма профессионального обучения

Технология проведения мастер-класса. Материалы для

Мастер-класс как форма профессионального обучения

Apos;Вязаные' олени / свитер с оленями

Мастер-класс как форма профессионального обучения

Dimensions вышивка наборы в Минске

Мастер-класс как форма профессионального обучения

Амигуруми для начинающих Амигуруми схемы, амигуруми

Мастер-класс как форма профессионального обучения

Бесплатная выкройка платья футляр от Анастасии

Мастер-класс как форма профессионального обучения

Более 25 лучших идей на тему «Лоскутное одеяло» на Pinterest

Мастер-класс как форма профессионального обучения

ВЯЗАНИЕ ЖГУТОВ ИЗ БИСЕРА. МАСТЕР -КЛАССЫ - Страна Мам

Мастер-класс как форма профессионального обучения

Вишудха чакра (vishuddha) и болезни

Мастер-класс как форма профессионального обучения

Вязаные ажурные воротнички крючком. Схемы, описание

Мастер-класс как форма профессионального обучения

Дева по знаку зодиака, характеристика девы, совместимость девы

Мастер-класс как форма профессионального обучения

Как вязать крючком (для детей)

Мастер-класс как форма профессионального обучения

Как сделать звезду своими руками

Мастер-класс как форма профессионального обучения

Как сделать лягушку из бумаги своими руками, пошаговая

Мастер-класс как форма профессионального обучения

Кардиган Колосок (он же шиншилла ) - Вяжем вместе

Мастер-класс как форма профессионального обучения

Космические горы - Pikabu



ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ